Многим в это будет сложно поверить, но в 30-х годах 20 века харьковская промышленность могла построить автомобиль на 100% из деталей собственного производства. Хотя другие советские автозаводы того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО) использовали готовые узлы и агрегаты зарубежного производства. Не удивительно, что память о первом украинском грузовике жива до сих пор.

В СССР в 30-е годы катастрофически не хватало грузовых автомобилей, особенно 4-тонников. Так, например, горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и ЗИСы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Инженеры и конструкторы Харьковского автосборочного завода поставили перед собой очень амбитную задачу. Так, в феврале 1930 года конструкторское бюро завода начала разработку чертежей своего собственного грузовика, а в июне они были уже готовы.

Грузовик получил название У-4, которое расшифровывалось как "Украина, четырехтонный". Интересная революционная особенность грузовика заключалась в последствии в том, что харьковский грузовик мог перевезти груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

При этом стоит отметить, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колее 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

В качестве прототипа для У-4 был выбран итальянский грузовик Lancia. Небольшое количество таких автомобилей завезли в Украину в конце 20-х гг., и они неплохо проявили себя.

А еще конструкторы побеспокоились, чтобы шестицилиндровый мотор на бензине развивал 70 л. с., а скорость машина развивала внушительную по тем временам - 50-55 км/ч.

Первый экземпляр грузовика в Харькове выпустили в самом начале 1931 года, второй – в ноябре. При этом точно известно, что оба грузовика У-4 не были "сырыми", выставочными образцами.

Так, полтора года спустя после их выпуска, в марте 1933 года, журнал "Мотор" писал, что "они успешно работают в нормальной эксплуатации, выполняя самые тяжелые работы". Далее след грузовиков, к сожалению, теряется.

Изображений с украинским грузовиком У-4 сохранилось очень мало, да и те неважного качества. Однако недавно на одном Интернет-аукционе появилось уникальное издание 1932 года – "Нові машини на новобудови промисловості УСРР", где грузовик "У-4" представлен интересными фотографиями.

Кстати, в раритетном книжном издании можно увидеть и другие транспортные средства, произведенные в начале 30-х гг. украинскими предприятиями: это гусеничные и колесные тракторы ХТЗ, а также первые отечественные мотоциклы, выпущенные также в Харькове.

Читайте также:

Неожиданный удар в спину: Си Цзиньпин проигнорировал Путина и не поздравил его с 9 мая

Многие не знали: названы категории водителей, которые могут не оформлять автогражданку. Список

Назывался "горячий почтальон": как выглядел очень необычный "горбатый" ЗАЗ